Курсы по медиации
Подготовка профессиональных медиаторов
обусловлена растущей потребностью общества, государственных структур и бизнеса в распространении интегративных переговорных стратегий, позволяющих в условиях социального конфликта обеспечить консолидацию противоборствующих сторон. Поиск стратегий, обеспечивающих рост взаимного доверия и сотрудничества в межличностных отношениях, развития отношений социального партнерства, культуры толерантности, поддерживающей разнообразие в обществе и продуктивный компромисс между непохожими друг на друга субъектами и социальными группами, выступает приоритетной политической, методологической и междисциплинарной задачей.
На современном этапе развития конфликтологических знаний сложилось неоднозначное отношение к конфликту как к социальному явлению. С одной стороны, конфликт усиливает деструктивные тенденции в обществе, создавая условия для конфронтации и противостояния различных социальных групп. Вместе с тем конфликт несет в себе позитивную функцию, позволяя субъектам общественных отношений пересмотреть те модели поведения, которые перестали отвечать изменившимся условиям социального взаимодействия, и выработать новые – более эффективные.
Одним из традиционных институтов, обеспечивающих конструктивное урегулирование конфликтов, в историческом плане выступает институт посредничества, суть которого заключается в привлечении к участию в переговорах сторон третьего нейтрального лица.
С развитием знаний о психологии и особенностях поведения людей в условиях конфликтного взаимодействия, а также при проведении переговоров и принятии решений была создана соответствующая теоретическая база, позволяющая вывести деятельность посредника на профессиональный уровень. Осуществление посреднических функций на профессиональном высокотехнологичном уровне нашло отражение в понятии медиации.
Медиация
становится ключевым механизмом социальной интеграции на самых разных уровнях общественного устройства и в самых различных сегментах общественных отношений, в том числе в сфере права. Методология медиации как способа организации переговоров по урегулированию конфликтов основана на:
проектировании позитивных социальных действий в условиях неопределенности;
понимании человека как активного субъекта действия в различных сложных системах;
прогнозировании рисков принятия решения в ситуациях социального и личностного выбора.
В связи с повышением роли альтернативных способов разрешения споров,
в основе которых лежат переговоры, возрастает потребность в подготовке специалистов, обладающих следующим набором социально-личностных компетенций: способность к социальному взаимодействию, навыки межличностной коммуникации, умение работать в команде, соблюдать правила профессиональной этики.
Профессиональный медиатор
должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и владеть практическими навыками профилактики возникновения социального конфликта, предотвращения его эскалации, в том числе предупреждения процессов «юридизации» конфликта, самостоятельного и творческого разрешения конфликтного противоречия без обращения в суд и иные юрисдикционные органы, примирения и восстановления взаимоотношений участников конфликта.
Медиация
как технология организации и проведения переговоров по урегулированию различных спорных моментов, в том числе противоречивых интересов субъектов социального конфликта, несмотря на относительно молодой возраст, получила к настоящему времени довольно дифференцированное развитие. В целом, на современном этапе медиативная технология представлена примерно двумя десятками различных технологических моделей, различающихся между собой философией, функционалом и инструментарием посредника-медиатора. В частности, широкое распространение получили фасилитативная, трансформативная, нарративная, эко-системная, оценочная медиация. Специфика медиативной технологии имеет место и применительно к различным направлениям развития медиативной практики, таким как семейная, восстановительная, школьная, трудовая медиация.
Настоящая образовательная программа имеет целью ознакомление слушателей с современными тенденциями развития медиации как альтернативного суду способа разрешения споров, а также освоение навыков медиации переговорного процесса по урегулированию правовых споров с применением широкого спектра новейших медиативных технологий.
Задачи программы:
формирование у слушателей общего представления о месте медиации в системе АРС, ее отличии от смежных институтов (третейского суда, традиционного посредничества, консилиации, партисипативной процедуры, переговоров с участием модератора или фасилитатора);
ознакомление слушателей с актуальными направлениями развития медиативной практики (семейной, трансграничной, восстановительной, школьной медиацией), целями и способами интеграции медиативной технологии в судебную, нотариальную, адвокатскую деятельность, специфическими формами организации процедуры медиации (дистанционной, челночной, командной медиации, медиации одного дня);
изучение слушателями основных международных и национальных источников регулирования медиации и выработка умений по правильному толкованию данных источников;
овладение слушателями теоретическими основами знаний об эффективной коммуникации, переговорах и медиации; привитие слушателям навыков построения эффективной коммуникации и ведения интегративных переговоров;
освоение слушателями целостного профиля компетентностей медиатора, включая коммуникативные, конфликтологические, переговорные, медиативно-технологические, правовые знания и навыки;
ознакомление слушателей с инструментарием классической (фасилитативной), оценочной, расчетной, трансформативной, нарративной, провокативной и экосистемной медиацией;
формирование у слушателей высокого уровня профессионального правосознания.
Программа включает в себя следующие разделы, обеспечивающие комплексную подготовку современного специалиста в сфере медиации.
Теория и практика коммуникации
Социально-психологические основы анализа и трансформации и конфликтного взаимодействия
Современная теория организации и ведения переговоров
Технологические основы медиации (посредничества)
Медиация в системе альтернативных способов разрешения споров
Правовое регулирование медиации
Современные направления медиативной практики
Практические навыки организации и проведения процедуры медиации
В рамках образовательной программы изучаются:
основные черты, преимущества и формы согласительного (консенсуального) способа урегулирования правовых споров;
международное и национальное законодательство, регулирующее правоотношения, связанные с организацией и проведением процедуры медиации;
основы теории коммуникации, переговоров и конфликтологии;
базовая медиативная технология и наиболее перспективные постклассические модели ее развития.
Особое внимание уделяется освоению техники интегративных переговоров как основы медиации; принципам современного посредничества, таким как процедурная справедливость переговоров и нейтральность посредника; соглашениям в сфере применения медиации и проблеме обеспечения их исполнимости, принципам и порядку проведения медиации, правовым и иным мерам по стимулированию развития медиации.
По завершении изучения образовательной программы слушатели должны знать:
понятие, значение, направления развития и основные институты альтернативного разрешения споров, место медиации в системе АРС, преимущества и ограничения медиации как способа АРС; критерии ее выбора в качестве средства урегулирования правовых споров;
основы научного анализа проблем, возникающих в сфере использования медиации;
основные международные и национальные источники регулирования медиации, приемы и способы их толкования;
основы теории коммуникации и переговоров, в том числе структуру коммуникации, правила эффективной коммуникации, понятие, типы и виды переговоров, стадии переговорного процесса;
современные подходы к пониманию конфликта и способам его разрешения;
состав и правовое положение участников медиации, стадии, принципы и правила медиации;
правовое положение медиатора, виды организаций, обеспечивающих проведение медиации, их компетенцию и принципы деятельности;
порядок заключения, изменения и исполнения медиативных и иных соглашений, заключаемых в ходе и по результатам проведения медиации;
уметь:
раскрывать сущность понятий и институтов альтернативного разрешения споров;
самостоятельно изучать и анализировать источники регулирования медиации, а также практику их применения;
диагностировать и анализировать конфликт, определять причины его возникновения, структуру, явных и неявных участников, мотивацию и позиции конфликтующих сторон, основные стратегии и тактику поведения в конфликте, степень вовлеченности в конфликт, ресурсы конфликтующих сторон, стадии развития конфликтного взаимодействия в соответствующей динамике;
организовывать и вести процедуру медиации, в том числе осуществлять подготовку к переговорам, вырабатывать и согласовывать повестку дня переговоров, составлять переговорную таблицу, преодолевать тупик в переговорах, использовать техники интеграции интересов сторон в переговорах; осуществлять функции модерации и фасилитации группового принятия решений;
применять техники установления контакта, активного и эмпатийного слушания, аргументации и работы с аргументами сторон, определять признаки манипуляций и применять способы противодействия им;
юридически грамотно и аргументировано составлять соответствующие правовые документы (соглашение о применении медиации, медиативное соглашение, соглашение о примирении, заявление о выдаче исполнительного документа на исполнение медиативного соглашения и т.п.);
давать квалифицированные заключения и консультации по правоприменительным вопросам организации и проведения медиации.